Ф О Р У М
29.12.2024
 
Приветствую Вас Гость | RSS Сделать стартовой | Добавить в избранное
Главная страница | Регистрация | Вход
Главная Результаты Шахматы-Блиц Снукер PRO Годовой тур Снукер - 2013 RUSSIAN OPEN 2013 Рождественский кубок 2013 Пул-8 Пул-8 Летний кубок
Форум Регламент Архив Шахматная литература Фотогалерея Разное КВИЗ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Rybka
alekhinDate: Суббота, 14.02.2009, 06:17:01 | Message # 1
Авторитет
Группа: Чемпион месяца
Сообщения: 1118
Признак жизни: Offline


Википедия, свободная энциклопедия

Rybka - компьютерный шахматный движок, написанный международным мастером Васиком Райлихом (Vasik Rajlich). По состоянию на май 2007 года, Rybka имеет самый высокий рейтинг во всех известных рейтинг-листах шахматных движков [1], также она выиграла множество официальных компьютерных шахматных турниров, включая 2007 Мировой Компьютерный Шахматный Чемпионат (WCCC 2007). Движок Rybka работает как на однопроцессорных системах, так и на SMP (симметричных мультипроцессорных) системах.

История

Первая бета-версия Rybka была выпущена 2 декабря 2005, и застала компьютерный мир врасплох. Rybka скоро побеждала все коммерческие программы с завидным постоянством.

Название

Слово «Rybka» означает маленькую рыбу на чешском языке, где это звучит /'rɪpka/. Васика Райлиха как-то спросил в интервью Александр Шмидт, "Вы выбрали название Rybka, потому что ваша программа всегда выскальзывала из рук подобно рыбке?" Он ответил, "Что касается названия Rybka - я сожалею, но это останется моей частной тайной ."

Cила игры

Rybka - самый сильный коммерческий доступный компьютерный шахматный движок. Rybka 1.0 beta (который является доступным для свободного скачивания) оценивается в 2809 ЭЛО [2] (в ту же самую силу, что и Тога II), и Rybka 2.3.1, если верить рейтинг-листам, является приблизительно на 200 пунктов ЭЛО сильнее, чем 1.0 beta. Более новые версии Rybka могут также использовать многоядерные процессоры, что приводя к предполагаемому увеличению 50 ЭЛО при удвоении числа процессоров. [3]

Rybka значительно более сильна - приблизительно на 70 % быстрее - когда используется в 64-битном режиме, чем в 32-битном.

Исходный код

Rybka – программа с закрытыми исходными текстами, но все же некоторые детали известны: Rybka использует представление bit-board [4], и альфа - бета поиск с относительно большим окном [5] стремления (aspiration window). Она использует очень агрессивные сокращения, что приводит к образованию непропорциональных деревьев поиска [6]. Детали оценочной функции неизвестны, но, начиная с версии 2.3.1, она включает работу Ларри Коуфмана о материальных несоответствиях (material imbalances), большая часть которой была изложена в ряде газет в 90-ых. [7]

Rybka обвинялась в том, что она основана на движке Fruit, но Райлих категорически отрицает это. [8]

Команда

Васик Райлих - автор Rybka. Ивета Райлих - главный тестер. Джерон Нумен (который ранее входил в состав разработчиков движка Pro Deo) - автор ее дебютной книги. ММ Ларри Коуфман также работает на команду Rybka и внес свой вклад в Rybka, начиная с версии 2.3.

Турнирные достижения

  • В 2005 году, с 27 декабря по 30 декабря, Rybka участвовала в 15-ом Международном Компьютерном Шахматном Чемпионате (ICCC) в городе Падерборн, Германия. Rybka выиграла турнир с результатом 5½ очка из 7 возможных, опередив своих преследователей, среди которых были Gandalf, Zappa, Spike, Shredder и Fruit.

  • На CCT8 с 25 февраля до 26 февраля, Rybka победила с результатом 8 из 9, не потерпев ни одного поражения.

  • В апреле 2006 в главном турнире Freestyle (вид соревнований, где компьютеру помогает человек) PAL/CSS, Rybka 1.1 заняла первое место. Но в финальном турнире, Rybka 1.1 финишировала на втором и третьем месте, позади Hydra.

  • В 6-ом Лейденском турнире ICT в мае 2006, Rybka победила с результатом 8½ из 9, впереди Sjeng, Gandalf и Shredder.

  • В 14-ом Мировом Компьютерном Шахматном Чемпионате (WCCC) в Турине, Италия в мае 2006, Rybka, играющая под именем “Rajlich”, финишировала второй, вместе со Shredder, позади Junior, ставшего чемпионом мира 2006 года.

  • В июне 2006 на главном турнире Freestyle PAL/CSS, команда Rybka, играющая под руководством Райлиха, поделила первое место с Intagrand. В финале команда Rybka взяла чистое первое место, с отрывом в одно очко. Все 8 участников финала были пользователями Rybka.

  • В 2006 на открытом компьютерном первенстве Голландии, Rybka 2.2 финишировала на первом месте с прекрасным результатом 9 из 9. [9]

  • В декабре 2006, Rybka принимала участие в 16-ом Международном Компьютерном Шахматном Чемпионате в Падерборн, Германия. Rybka выиграла турнир с результатом 6½ очка из 7. [2]

  • В феврале 2007 , Rybka участвует в CCT9. Она выигрывает его с результатом 6 из 7. Rybka Васика Райлиха - чемпион CCT9.

  • В 7-ом Лейденском турнире ICT в мае 2007, Rybka победила с результатом 7½ из 9, опередив Zappa и HIARCS. [10]

  • Rybka выиграла 15-ый Мировой Компьютерный Шахматный Чемпионат в июне 2007 с результатом 10 из 11.

  • Команда Rybka, играющая под руководством Райлиха, выиграла в июне 2007 Freestyle PAL/CSS с результатом 6 из 9.

    Будущие релизы

    Даты выпуска Rybka 3.0 UCI являются гибкими, но она должна появиться в конце 2007-го или в самом начале 2008-го года. Следующие усовершенствования были подтверждены для Rybka 3.0:

  • В интервью с Франком Куизинским, Васик Райлих рассказал о своих планах относительно будущего GUI, который "должным образом покажет шахматные знания пользователю.", наиболее вероятно в форме графической оценки фигур на доске. GUI разрабатывается Convekta, и в настоящее время проходит бета - тестирование ограниченным набором пользователей.

  • Поддержка ОС Linux была подтверждена без определенной даты. Взгляд Райлиха относительно этого: “Конечно, я бы хотел пообещать поддержку Линукса уже в Rybka 3. Однако, графики имеют свойство скользить, поэтому никаких обещаний я давать не буду” [11] 32-битная Rybka, тем не менее, запускается под WINE, а 64-битная Rybka запускается через специальный адаптер “microwine”.

  • Поддержка Chess960 будет сделана для участия в Chess Classic Mainz 2007. [12]

  • Поддержка Карманных PC и прочих мобильных устройств. [13]

  • И, естественно, общие усовершенствования силы игры, которые включают усовершенствование мультипроцессорной версии, увеличение эффективности поиска, и улучшение оценочной функции. [14]

    Райлих утверждает, что Rybka продолжит использовать открытые протоколы, но также будет включать данные, которые будет представлять только Rybka 3 GUI.

    Rybka в матчах против Гроссмейстера

    Когда Rybka выиграла свой первый матч против МГ Яна Элвеста, давая ему фору пешку в каждой партии, ММ Ларри Коуфман из команды Rybka пообещал свои собственные деньги ($ 11000 за победу, $ 3100 за ничью и $ 1300 в качестве утешительного приза) МГ, который сыграет с Rybka матч из шести партии без нарушенного материального равновесия. МГ Ян Элвест снова согласился играть с Rybka. Условия: человек имеет вдвое больше времени, белые фигуры в каждой партии матча; Rybka имеет в наличии только дебютную книгу на глубину в три хода, ограниченный размер хэша (512 МБ), и не использует базы Налимова (матч получил название "Все, но только не пешка!"). Победу все равно одержала Rybka. Счет 4.5-1.5, три партии выиграла Rybka и три закончились вничью.

    Типичная партия

    На пути к победе в Открытом Компьютерном Первенстве Голландии, Rybka (играющая черными) одержала победу над движком The King в заключительной партии, после чего заняла чистое первое место с прекрасным результатом. (Анализ Rybka 2.2)

    The King - Rybka

    1.c4 Nf6 2. Nc3 e5 3. Nf3 Nc6 4.g3 Bc5 5. Bg2 d6 6. О-О О-О 7.d3 h6 8.a3 a6 9.b4 Ba7 10.e3 Be6 11. Bb2 Qd7 12. Qc2 Bh3 13. Bxh3 Qxh3 14. Nd5 Ng4 15. Nxc7 f5! 16. Nd5 Rf7 17.b5 Ne7 18.b6 Nxd5 19.bxa7 Nc7 20. Rfd1 Ne6 21. Rd2 f4 22.exf4




    В этом положении Rybka находит прекрасную возможность взломать оборонительные порядки белых.

    22... Ng5!! 22... Rxf4! также был возможным, на 23. gxf4? Nxf4 приводит к мату в 3 хода, но ход в партии выигрывает еще быстрее. 23. Qd1 конь отравлен: 23.fxg5 Rxf3 24. Re1 Qxh2 + 25. Kf1 Raf8 и черные матуют в 5 ходов. 23... exf4 24. Bd4 fxg3 Здесь, Rybka объявила мат в 18 ходов. [3] 25.fxg3 Nxf3 + 26. Qxf3 Rxf3 27. Rg2 Raf8 28. Kh1 Rxg3 29. Rag1 Qh4 30.a8=Q Rxa8 31. Re2 Rxd3 0-1 The King увидел себе мат в 8 ходов: 32. Bxg7 Kxg7 33. Reg2 Rg3 34. Rb2 Rxg1 + 35. Kxg1 Rf8 36. Rxb7 + Kh8 37. Rb2 Qe1 + 38. Kg2 Ne3 + 39. Kh3 Rf3#

    Сноски:

    1. CCRL, SSDF, CEGT, Sedatchess, CSS
    2. http://www.superchessengine.com/rybka.htm
    3. FAQ for Rybka 2.0-2.2n2
    4. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=20132#pid20132
    5. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=19588#pid19588
    6. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=17961#pid17961
    7. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=15090#pid15090
    8. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=19118#pid19118
    9. Rybkachess.com
    10. International CSVN Tournament 2007
    11. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=18932#pid18932
    12. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=14910#pid14910
    13. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=18095#pid18095
    14. http://rybkaforum.net/cgi-bin/rybkaforum/topic_show.pl?pid=17722#pid17722



    Бум в компьютерных шахматах (декабрь 2005 года)

    В конце ноября 2005 года на одном из форумов, посвященных шахматным программам, появилось сообщение, которое сочли шуткой. Автор малоизвестной программы Rybka чех Вацлав Райлич объявил о наборе бета-тестеров для новой версии своей программы, которая, по его прикидкам, показывает рейтинг на 50-150 пунктов выше, чем признанный "тяжеловес" Shredder 9. То есть, попросту, играет сильнее всех! Несколько читателей форума посмеялись такой "остроумной шутке", другие обвинили автора в разжигании флейма.

    Но это была не шутка.

    Через некоторое время одно за другим стали появляться сообщения изумленных тестеров о победах Рыбки над самыми сильными профессиональным программами - над Fritz, Shredder, Junior. В том числе и над их двухпроцессорными версиями, которые традиционно обозначаются словом-приставкой "Deep". И это при том, что программа пока представляет собой фактически полуфабрикат - например, она не умеет ставить мат слоном и конем, превращать пешку во что-нибудь, кроме ферзя, и даже мат ферзем и королём ставит очень странно. Типовые эндшпили она не знает совсем, и поддержка эндшпильных баз в ней тоже отсутствует. Есть и другие недоделки… И при всём при этом Rybka играет сильнее всех остальных программ! Причем не "немного сильней", а демонстрирует такое уверенное превосходство, которого я не могу припомнить за последнее десятилетие истории компьютерных шахмат. Особенно это превосходство заметно в партиях с коротким контролем. С увеличением времени на обдумывание разница в результатах уменьшается. Более-менее успешно противостоять Рыбке в отдельных тестах может разве что бывший лидер - Fritz 9. Хотя, сказать, что Рыбка выигрывает всегда и у всех, было бы, конечно, преувеличением.

    Вскоре в шахматно-компьютерном интернет-сообществе начался настоящий бум, настоящая "рыбкомания". Форумы заполнились сообщениями с необычным для западного любителя словом Rybka. Некоторые читатели просили объяснить, что это слово значит, и как правильно произносится…

    Многих поразили не только результаты, но и стиль побед Рыбки, их видимая лёгкость. Часто кажется, что она переигрывает соперников на ровном месте, плавно превращая небольшой плюс в выигранную позицию. А ещё - "человечность", в том смысле, в котором это принято говорить о шахматных программах. Её сила - маневры в миттельшпиле. Соперники часто даже не успевают дотянуть до эндшпиля!

    На многочисленных сайтах любителей компьютерных шахмат ведётся собственный расчёт рейтингов шахматных программ - на основании многочисленных тестов, проведенных отдельными энтузиастами или целыми коллективами. И все эти рейтинг-листы сейчас возглавляет Рыбка.

    Одна из основных площадок для игры программ в интернете - это Engine room сервера www.playchess.com. Ежедневно там играются сотни партий между компьютерами со всех концов света. Любой зашедший туда сейчас увидит, что большинство игроков предпочитают использовать Рыбку, и весьма успешно. Даже на относительно слабых процессорах она позволяет противостоять мощным двухпроцессорным оппонентам. Неудивительно, что и здесь Рыбка занимает практически всю верхушку рейтинг-листа.



    Васик Райлих



    Васик Райлих с супругой Иветой

    Немного об авторе этой замечательной программы. Это международный мастер из Чехии (этим и объясняется славянское название программы) Васик Райлих (Vasik Rajlich), имеющий рейтинг Эло около 2300, выпускник американского Massachusetts Institute of Technology (MIT). Дед Васика (это уменьшительное от "Вацлав") был председателем шахматного общества в Таборе, отец - известный учёный и программист. Сейчас Васик Райлих живёт в Венгрии. Над своей шахматной программой он работает с 2003, но до последнего времени заметных успехов у этой программы не было. Сейчас он полностью сосредоточился на работе над Рыбкой и ее коммерческом продвижении. Хочу отметить, что среди шахматных программистов он один одновременно является квалифицированным шахматистом, заработавшим международный титул. В других случаях профессиональные шахматисты выступают разве что в качестве консультантов, помогающих программистам.

    Ажиотаж в интернете вокруг бета-версии привёл к тому, что автор решил выпустить программу в продажу в недоделанном виде. Окончательный же вид Рыбка должна приобрести в январе 2006 года. Разумеется, те, кто купил её сейчас, будут получать доработанные релизы бесплатно. Стоит программа 34 евро, заказать её можно на сайте www.rybkachess.com. Автор объявил, что никакого механизма защиты от копирования в Рыбке не будет, так как он считает это бесполезным и даже контрпродуктивным.

    Rybka представляет собой так называемый "standalone UCI engine". UCI - это Universal Chess Interface, открытый интерфейс, позволяющий подключать аналитические движки к шахматным оболочкам типа коммерческих Fritz GUI, Chessbase 9, Chess Assistant или к бесплатной Arena. То есть у самой Рыбки графический интерфейс отсутствует, по крайней мере пока. Для игры с ней, или использования её при анализе необходима одна из перечисленных программ-оболочек. В принципе, любой желающий может написать оболочку, в которой можно использовать UCI-движки, открытость протокола это позволяет.

    У Рыбки есть 4 режима игры: Very positional, Slightly positional, Slightly tactical,Very tactical. Характер игры в этих режимах несколько различается, и сказать, какой из режимов "самый сильный", пока трудно. Райлих пишет, что его "любимый режим" - Very positional.

    Кроме обычной, 32-х битной версии Рыбки, есть 64-битная, рассчитанная на работу с современным 64-битными процессорами Pentium D, Xeon, Athlon/Sempron 64, Opteron - и под управлением операционной системы Windows x64. Эта версия работает примерно на 60% быстрей обычной, и играет, соответственно, еще сильней. Её уже успели прозвать "The Destroyer"… А к версии 2.0 автор обещает еще и поддержку двухпроцессорных систем.

    Заканчивающийся 2005 год был интереснейшим годом для любителей компьютерных шахмат - прежде всего, благодаря появлению целого созвездия сильных "независимых" программ. Zappa выиграла чемпионат мира в Рейкъявике, Fruit догнал лидеров рейтинга, Rybka их перегнала. Если раньше у шахматистов практически не было надёжной альтернативы движкам Chessbase, таким как Fritz, Shredder, Junior, то теперь она, возможно, появилась. Исключительная сила и совершенно особенный "характер" этой программы может оказать немалую помощь шахматистам в анализе и работе над теорией дебютов. К тому же конкуренция подстегивает прогресс, и, надеюсь, мы увидим значительный рост силы шахматных программ вообще.

    Надолго ли Рыбка останется лидером среди шахматных программ, сказать трудно. В любой момент может появиться новая, еще более сильная программа. На ближайшее время анонсированы релизы десятых версий Hiarcs и Shredder. Продолжает работу над своей замечательной программой Fruit француз Фабьен Летузи (Fabien Letouzey), развивается бесплатная Toga II. Кто из них первым догонит новоиспеченного лидера, внезапно оторвавшегося от пелотона? Или, может быть, вперёд вырвется еще одна "тёмная лошадка"?


    Интервью с Васиком Райлихом

    Вступление

    Совершенно неожиданно для всех появилась бета-версия нового шахматного движка: Rybka (автор Васик Райлих). В течение очень долгого времени вопрос: "Каой же движок самый сильный?",- был вопросом разницы всего лишь в несколько пунктов ЭЛО. Однако Рыбка сейчас лидирует во всех рейтингах с отрывом в 50-100 пунктов! Сейчас мы видим лишь одну тему на шахматных форумах, на шахматном сервере Chessbase Fritz стал встречаться всё реже и реже... Безусловно, уже накопилось достаточно оснований, чтобы побеспокоить несколькими вопросами программиста, международного мастера Васика Райлиха. Так как развитие Рыбки всё ещё находится в начальной стадии, мы все ожидаем дальнейшего усиления её игры.

    Рыбка - новая эра в компьютерных шахматах?

    01. Frank Quisinsky:

    Каковы были Ваши первые мысли, после того, как Вы шокировали всё шахматное сообщество первым релизом Рыбки? В начале 2005 года никто не мог и подумать, что Штефан Мейер-Кален (Shredder) отдаст пальму первенства кому-либо в ближайшее время. Потом появился Fruit, и мы все были в восторге от огромного достижения Фабьена Летузи. А теперь появилась Рыбка, забрала корону так, будто и не было ничего проще. Что вы думаете по этому поводу?

    Vasik Rajlich:

    Я сейчас всё время отдаю своему бизнесу, так что это всего лишь один шаг в начале очень долгого пути. Без сомнения будут взлёты и падения. Но результаты уже дают мне понимание того, что нестандартный подход к написанию Рыбки был оправдан, по крайней мере с этой точки зрения.

    02. Frank Quisinsky:

    Может Вы хотите нам рассказать пару слов о себе в начале нашего интервью? Где Вы проживаете? Сколько времени Вы тратите на шахматное программирование и/или развитие Рыбки? Вы женаты, у Вас есть дети? У Вас есть ещё хобби помимо шахмат?

    Vasik Rajlich:

    Я профессиональный шахматный программист. Работа над Рыбкой началась весной 2003 года как лишь частичный проект, а за последние три месяца он стал занимать всё моё время. У меня есть невеста - Ивета Радзиевич, профессиональная шахматистка и очень фанатичный (и критичный) тестер Рыбки. Что же до хобби - с чего начать то? Я очень люблю спорт, особенно баскетбол, а также американский футбол (болею за Washington Redskins!).

    03. Frank Quisinsky:

    Очень немногие известные шахматные программисты имеют личный рейтинг ЭЛО более 2000 пунктов. Вы же - международный мастер. В Мегабазе 2005 года есть боле 600 Ваших партий. Несомненно, Вы любите быстрые победы, уже в дебюте Вы зачастую избираете агрессивные и рискованные варианты, пытаясь с самого начала оказать серьёзное давление на противника. Конечно, это не срабатывает в каждой партии. Я так думаю, Вы хотите создать соперника для тренировки, чтобы ещё более улучшить свой утончённый атакующий стиль, в сочетании с глубокими шахматными познаниями. Было ли именно это началом Рыбки? А существующие шахматные движки не достаточно хорошо годились для этой цели, и если да, то почему?

    Vasik Rajlich:

    На самом деле, в начале я был шахматистом, а лишь потом программистом. В моей семье представлена очень большая шахматная культура, зародилась которая, очевидно, ещё от моего дедушки - Вацлава Райлиха, бывшего главой шахматного клуба в Таборе (Чехословакия) на протяжении почти 40 лет.
    Один из моментов, который я понял будучи шахматистом, это тот факт, что шахматные движки необычайно сильны в практической партии, однако недостаточно эффективны в анализе и их можно значительно улучшить по многим направлениям. Но, мне кажется, что это и так многим понятно.

    04. Alexander Schmidt:

    Безусловно, хотелось бы узнать, каковы Ваши личные успехи в игре против Вашего же собственного "монстра"? Сколько серьёзных партий Вы сыграли с Рыбкой, и как часто Вам удавалось её обыграть? Вы так назвали движок, потому что Рыбка постоянно выскользала из Ваших рук?

    Vasik Rajlich:

    Я никогда серьёзно не играю с Рыбкой. Чаще всего разыгрываю отдельные фрагменты партии, чтобы посмотреть, как она ведёт себя в той или иной позиции. Не сомневаюсь, что в турнире я бы сыграл очень плохо - с современными шахматными движками может совладать лишь горстка шахматистов.
    Что же касается названия - Рыбка, извините, но это останется моим маленьким секретом smile

    05. Alexander Schmidt:

    Не один раз шахматные программисты заявляли, что хороший шахматист никогда не сможет написать очень сильную шахматную программу, просто потому, что он будет пытаться привить движку человеческий образ мышления. Яркий пример тому - Михаил Ботвинник, его прогрмма Пионер так и не была закончена. Насколько непросто для Вас было отвергнуть человеческий образ мышления? И что в успехе Рыбки является более важным - Ваше программирование или Ваше шахматное мастерство?

    Vasik Rajlich:

    Само собой разумеется, что чем сильнее ты играешь в шахматы, тем более сильный движок ты сможешь написать. Я не особо наслышан об истории Ботвинника, возможно он чего-то не доработал.

    Шахматы учат быть обьективным.(А.Алехин)
  •  
    alekhinDate: Суббота, 14.02.2009, 06:17:27 | Message # 2
    Авторитет
    Группа: Чемпион месяца
    Сообщения: 1118
    Признак жизни: Offline

    Если б я оценивал главные признаки и характерные черты, которые должны быть присущи хорошему разработчику шахматных программ, я бы выделил следующие (в порядке важности):

    1. Умение чётко, объективно и по-научному мыслить
    2. Умение программировать
    2. Умение играть в шахматы (взаимосвязано с предыдущим)
    4. Одержимость работой

    06. Alexander Schmidt:

    Некоторые люди освоили антикомпьютерную стратегию, благодаря чему сумели сыграть вничью или, даже, выиграть у сильнейших шахматных программ. Такие игры, несомненно, очень познавательно наблюдать, хотя с другой стороны они хорошо показывают слабости движков. Вы интересуетесь такими играми? Пытаетесь ли Вы научить Рыбку избегать подобных ничьих и поражений?

    Vasik Rajlich:

    Главная цель Рыбки - предоставить пользователям полезный инструмент для анализа шахматной игры. Такие моменты, как contempt (т.е. избегание ничьих против более слабых шахматистов) и замедление на шахматных серверах - это всё вещи второстепенной важности. Однако некоторые элементы из арсенала антикомпьютерных экспертов подпадают под это цель - например, движок должен понимать, что полностью заблокированная позиция приводит к ничьей.

    07. Michael Diosi:

    За счёт чего Рыбка настолько сильнее всех других движков? Что в ней есть такого (знания, метод поиска...), чего нет в других шахматных программах?

    Vasik Rajlich:

    Сказать наверняка не так просто. Компьютерные шахматы в настоящее время слишком сложны для любого из нас, чтобы я мог с полной уверенностью ответить на этот вопрос. Я попытался дать Рыбке и оценочную функцию, базирующуюся на обширных знаниях, и эффективный механизм поиска. На мой взгляд, механизм оценки позиции у Рыбки лучше, чем у её основных конкурентов (и очень отличается), в то время как поиск примерно того же качества (лишь немного отличен).

    08. Michael Diosi:

    В течение долгого времени люди говорили, что шахматные движки достигли настолько высокого уровня игры, что стать сильнее почти невозможно. Рыбка же доказала, что они были не правы. Выдите ли вы перспективы дальнейшего развития в этом направлении, и каковы будущие планы относительно Рыбки, кроме тех, что указаны на Вашей домашней страничке?

    Vasik Rajlich:

    Наши движки, безусловно, далеки от совершенства. В оценочном механизме зияют большие прорехи, а алгоритмы поиска ужасно неэффективны. Не вижу причин, почему бы эти проблемные области не были бы значительно улучшены.
    В моих планах - добавление в оценочный механизм Рыбки более глубоких знаний (почти в каждой области), улучшить эффективность поиска и добавить средства визуализации, которые покажут пользователю, как думает движок в той или иной позиции.
    С точки зрения пользователя, последний момент, вероятно, кажется наиболее захватывающим. Уже летом 2006 года этот новый механизм станет доступным. Скорее всего, он ещё не будет совершенен, но мы сейчас находимся в начале пути, когда движки будут служить нам в качестве шахматных учителей.

    09. Frank Quisinsky:

    Мне лично нелегко осознать тот факт, что шахматная программа пробила барьер ЭЛО в 2800 пунктов. Рыбка же пошла ещё дальше - до 2900, причём на одном процессоре. Многие эксперты полагают, что эффективный механизм поиска в сочетании с глубокими шахматными познаниями могут вывести движок и на рубеж 3000 пунктов. Ваше преимущество перед другими программистами состоит в том, что Вы обладаете бОльшими знаниями, в особенности благодаря Вашему стилю игры, следовательно вы можете передать соответствующие знания движку. Чистые шахматные познания - не в этом ли секрет успеха Рыбки? Может Вы расскажете нам о своём понимании совершенной программы на 3000 пунктов ЭЛО?

    Vasik Rajlich:

    Программа на 3000 пунктов ЭЛО - это совсем не окончательно. Когда появятся программы силой в 3100 эти уже будут покоится на свалке. Кроме того, есть немало различных способов написать программу силой в 3000 ЭЛО. Возьмите любой из сильнейших движков, немного подправьте оценочный механизм, и у вас получится соответствующая программа. Или так, возьмите любой из этих движков и улучшите алгоритм поиска и получите тоже программу в 3000 пунктов ЭЛО.
    Что касается относительной важности оценки против поиска, то невозможно, да и не нужно выделять что-либо одно. Оба пункта одинаково важны, оба могут быть существенно улучшены в любой программе и (в противовес мнению некоторых) оба для меня важны.

    10. Frank Quisinsky:

    Вы осознаёте, какую рекламную шумиху подняли Рыбкой? Я говорю о целой группе игроков по переписке, и, конечно, о гроссмейстерах, котырые жаждут видеть совершенную программу. В миттельшпиле Рыбка доминирует над всеми другими движками, но она очень слаба в эндшпиле. При просмотре партий Рыбки может сложиться впечатление, что фаза эндшпиля для Вас не интересна вообще. Как вы планируете улучшить эндшпиль в Рыбке?

    Vasik Rajlich:

    В эндшпиле Рыбка слабовата просто потому, что я поторопился с выпуском первого релиза. Я бы мог подождать ещё немного и улучшить движок - это обычный компромисс, на который должен пойти каждый разработчик. У меня немало идей по улучшению эндшпиля, но как обычно необходимо их не только осуществить, но и пронаблюдать результаты и сделать соответствующие корректировки - короче говоря, это займёт немного времени. Когда выйдет Рыбка 1.2 (подробности см. на моём сайте), в неё уже будут встроены все необходимые эндшпильные познания, сопоставимые с умением вести игру в миттельшпиле.

    11. Frank Quisinsky:

    Независимо от успеха Рыбки возникает ещё один вопрос. Возможна ли поддержка Вашего проекта группой гроссмейстеров, чтобы создать нечто вроде непобедимой легенды? Вы бы могли, например, совместно с гроссмейстером Вишванатаном Анандом создать движок Rybka ANAND, либо с национальной командой Венгрии сделать Rybka HUN. На Ваш взгляд такие проекты возможны? Не зародила ли Рыбка своим появлением начало новой эры в компьютерных шахматах, которая будет целиком и полностью базироваться на шахматных познаниях?

    Vasik Rajlich:

    Безусловно, шахматист уровня Ананда мог бы принести огромную пользу любому шахматному программисту и очень помог бы усилить игру Рыбки. Здесь проблема скорее экономического плана: в настоящее время компьютерные шахматы - это такая сфера, где каждый движок может реально поддерживаться единственным разработчиком (и продвигаться тоже :)) Ананд же может и так заработать много денег где угодно, я же не смогу ему даже заплатить.
    Что же касается новой эры в компьютерных шахматах, мне понятно, откуда появился этот вопрос. Нынешнее поколение шахматных движков, кажется, придаёт большое значение техническому совершенству, а не шахматным знаниям. И я не знаю, последуют ли другие шахматные программисты моим путём или же усовершенствуют свой собственный. С этой стороны в мире компьютерных шахмат не всё так ясно.

    12. Michael Diosi:

    Для Вас, как для международного мастера, вероятно проще добавить в движок шахматные знания, чем для человека, не играющего профессионально. Вы могли бы порекомендовать шахматные книги, которые описывали бы ту стратегию, которую Вы используете для программирования дебюта/миттельшпиля/эндшпиля Вашего движка? Каковы они? Есть они или же их нет? Как человеку, не будучи шахматным экспертом, начать программировать свой собственный движок?

    Vasik Rajlich:

    Хороший вопрос. Я научился играть в шахматы в раннем возрасте и вырос в прекрасной шахматной среде. Можно ли это заменить изучением книжек? Мне тяжело ответить на этот вопрос. Может лучше его задать опытному шахматному тренеру. По правде говоря, я не думаю, что я научился делать что-либо должным образом только читая книги :). Программированием я тоже увлёкся в молодые годы, просто писал одну плохую программу за другой. Думаю в теории всё это возможно

    13. Frank Quisinsky:

    Исходя из моего собственного маркетингового опыта, Вы не сможете продать больше чем 750-2500 копий Рыбки, даже не смотря на её необычайную силу. Для хорошего маркетинга (т.е. продажа в розничных магазинах или лицензионная продажа) Вам необходима помощь. Для Вас Рыбка - это нечто вроде хорошего дополнительного дохода или же Вы планируете войти "по-серьёзному" в шахматный бизнес?

    Vasik Rajlich:

    Сейчас я всё своё время отдаю компьютерным шахматам. В мои планы входит разработка настоящего полного инструмента для шахматного анализа, что ,как мне кажется, обычному пользователю не очень-то и нужно. К сожалению, я сейчас не могу говорить о деталях - потерпите немного.

    14. Alexander Schmidt:

    Исходя из Ваших слов, мне кажется, что Вы строите большие планы с Рыбкой. В настоящее время существуют продукты компании ChessBase для сильных шахматистов, Chessmaster для массового рынка и для тех, кто раньше вообще не играл в шахматы. Кроме того есть Shredder, Lokasoft и Fruit - для специалистов. Где Вы видите место для Рыбки на долгий срок? Какие у Вас планы?

    Vasik Rajlich:

    Я хочу создать продукт, который бы могли серьёзные шахматисты использовать для шахматного анализа. Заметьте, что под фразой серьёзные шахматисты я имею в виду игроков, которые хотят использовать программу для понимания шахматных позиций. Здесь не существуют минимального рейтинга, многих игроков с рейтингом 1500 ЭЛО я воспринимаю как серьёзных шахматистов.
    Что же касается подробностей - всё это ещё находится в стадии развития. Давайте не будем торопить события.

    15. Michael Diosi:

    Вы планируете в ближайшем будущем принять участие в чемпионатах мира среди движков, например в следующем WCCC, который пройдёт в Италии? Насколько важна победа в таком турнире для продажи - Ваше мнение?

    Vasik Rajlich:

    Да, Рыбка будет играть в Лейдене и в Турине. Я думаю, что победа в Турине будет иметь определённое коммерческое значение, и мы постараемся победить, но в то же время мы осознаём, что приоритетеом для нас является предоставление пользователям тех инструментов, в которых они нуждаются. К счастью (или к сожалению) пользователи шахматных программ становятся всё более разборчивыми.

    16. Frank Quisinsky:

    Вы испоьзуете протокол UCI. Для заинтересованных людей это ещё одна причина приобрести Ваш движок, потому что почти все GUI поддерживают этот протокол. Мне кажется, что для Рыбки было бы очень важно поддерживать новое поколение UCI-настроек. Какие ещё функции (аналитические) важны , кроме мультивариантного режима? Не расскажете ли нам, насколько важны для Вас параметры из нижеприведённого списка? Просто оцените их от 1 (не важно) до 10 (очень важно). Может Вы хотите расширить информацию по какому-либо из этих пунктов?

    Vasik Rajlich:

    UCI II options
    10

    Endgame knowledge
    10

    Multi CPU usage
    10 (хотя я не планирую тратить львиную долю времени на то, чтобы выжать всю до последней капли производительность на мультипроцессорных движках - небольшое ускорение в 1,7 раза на двух процессорах меня вполне удовлетворит)

    Own opening book
    5 (пусть это сделает кто-нибудь другой)

    Отпуск с семьёй в Австралии или в Новой Зеландии
    1 :-) Может быть попозже

    Own user interface (GUI)
    10 позвольте мне перефразировать это сокращение в "good user interface" ("хороший пользовательский интерфейс", вместо "графический пользовательский интерфейс"). На данном этапе не важно, чтобы он был обязательно моим, до тех пор, пока он может отображать знания движка пользователю. К этой теме мы ещё вернёмся.

    Pocket PC / Palm compatibility / developement
    5

    Modul for a dedicated unit
    5

    Участие в турнирах для повышения собственного рейтинга
    -1 :-)

    Обмен информацией на форумах с другими программистами
    6 - посты на CCC и других форумах в основном для удовольствия

    Implement more chess knowledge
    10

    Создание команды разработчиков
    X - Хотелось бы иметь хороший GUI для отображения познаний Рыбки, не важно сделает это моя команда или кто-либо ещё. На этом я не зациклен.

    Marketing activities
    0

    17. Alexander Schmidt:

    Вы можете предсказать будущий GUI для Рыбки? Уже ведь существуют Арена, Shredder, Chessbase и некоторые другие оболочки. Мне даже трудно представить что-либо ещё, что может быть лучше. Не хотите ли поделиться подробностями о собственных идеях?

    Vasik Rajlich:

    Прежде всего, я ещё не решил, будет ли у Рыбки своя собственная оболочка. Определённо лишь то, что будут такие GUI, которые станут наиболее правильно отображать шахматные знания пользователю.
    Отображение шахматных знаний - эта тема скоро будет обсуждаться несколькими программистами и будут опубликованы открытые компоненты UCI-протокола. Самая главная "изюминка" - это то, что движок будет информировать оболочку о следующих типах позиционных элементов:

    1) Фигуры - т.е.: этот конь - это хорошая фигура, а этот слон - плохой
    2) Поля - т.е.: это поле принесёт преимущество белым
    3) Темы - т.е.: в "атаке на короля" у белых высоки шансы на победу.
    4) Ходы - т.е.: для данной позицииэтот ход тематический

    Оболочка же затем отобразит эти знания пользователю
    Конечно же, вышеописанное - это всего лишь первый шаг для всего цикла. Кто знает, к чему в конце концов всё это приведёт. Кроме того, есть несколько других возможных направлений для новой оболочки, которые я пока что не буду озвучивать.
    Вы можете быть уверены в одном - в начале будущего лета первая из оболочек нового поколения появится на рынке.

    18. Alexander Schmidt:

    Благодаря чему Вы решили пойти коммерческим путём или Вы так запланировали с самого начала? Я думаю, что для автора такого сильного движка было бы намного проще присоединиться к существующей компании, например Chessbase или Lokasoft, которые уже имеют огромный маркетинговый опыт. По крайней мере, вы хоть с ними общались? Разве их предложение не стало бы для Вас интересным?

    Vasik Rajlich:

    Уже в марте 2003 года, когда я начал свой проект, у меня были планы полностью углубиться в эту сферу деятельности. Возможно, это довольно-таки необычный путь для начала работы над движком, но я так решил. Я не помню, когда я окончательно определился, возможно в начале 2004, задолго до того, как Рыбка встала в один ряд с сильнейшими движками.
    Что же касается существующих шахматных компаний, то, конечно же, определённые переговоры велись, но на данном этапе я не могу сказать больше, чем говорю сейчас. Могу лишь сказать, что летом 2006 года вы сможете увидеть Рыбку 2.0 в оболочке, которая самым должным образом будет отображать её шахматные знания.

    19. Frank Quisinsky:

    Кроме Рыбки есть ещё целый мир. Сейчас мы все в ожидании выхода Hiarcs 10, Shredder 10 и, возможно, новой версии Fruit. Также весьма заметны улучшения любительских движков. Топ 32 всех доступных движков (Winboard / UCI) уже достигло ЭЛО в среднем 2615 пунктов. Другие авторы коммерческих программ испытывают определённые проблемы, в связи с выходом Рыбки, хотя никто из них об этом и не говорит. Для Вас важно иметь сильнейших шахматный движок, или это второстепенный вопрос - что там делают другие? Вы ответите на Fruit 3 или Shredder 10 своей Рыбкой 2?

    Vasik Rajlich:

    Да, сила игры это очень важно. И конечно, моё главное направление - это предоставить пользователям то, что я обещал, т.е. совершенный аналитический инструмент. Но нелегко добиться успеха в этой области, если не сделать действительно самый сильный движок.
    Что же до нынешнего релиза Рыбки, последовавшим за бесплатной бета-версией, причём дешёвым (ого, дешёвый! 34 евро, это при том, что Фриц 9 с прекрасной оболочкой и огромной базой партий + классной дебютной книгой стоит лишь на 12 евро больше - прим. переводчика) и незащищённым от копирования, то я понимаю, что это была в некоторой степени дестабилизирующая сила в компьютерных шахматах. Я отвечу на это так: я -новичок, и я должен быть агрессивным, для меня недостаточно, чтобы Рыбку покупали только специалисты.

    20. Alexander Schmidt:

    Увеличение силы игры последних движков просто невероятное! Некоторое время, с выхода Fruit 2.1 от Фабьена Летузи, у нас имеется очень сильный движок с открытым исходным кодом. Вы видите связь между опубликованием исходников такого сильного движка и общим увеличением силы игры шахматных программ? Какое влияние оказали идеи Fruit'а на будущее компьютерных шахмат?

    Vasik Rajlich:

    Да, опубликование Fruit'a 2.1 - это было грандиозное дело. Вы только посмотрите, сколько движков словно пробудились ото сна: Рыбка,Hiarcs, Fritz, Zappa, Spike, List и т.д. Я исследовал вдоль и поперёк исходники Fruit'a 2.1 и позаимствовал много идей.
    Мне даже немного жаль, что Рыбка не может внести такой же вклад в развитие всего компьютерного шахматного сообщества, но в данный момент я должен думать также о защите собственных секретов. Это вечная борьба шахматных разработчиков.

    21. Alexander Schmidt:

    Мы первый раз встретились, когда у меня были вопросы относительно схожести поискового механизма с тем, который задействован во Fruit'е, другие находят совпадения в оценочном алгоритме. Некоторые даже сомневаются, думают,что Рыбка может быть одним из клонов движка с открытым исходным кодом. Теперь же очевидно, что Рыбка - это не клон, но вы сами признались, что использовали некоторые идеи Fruit'а (я думаю, что все другие серьёзные программисты так же с ним ознакомились). Насколько сильна была бы Рыбка, если б код Fruit'а не был бы опубликован?

    Vasik Rajlich:

    Интересный вопрос. Не хочу вдавться в подробности о том, какие идеи у Fruit'а наиболее полезны, но все они делятся на две категории:

    1) Очень специфические моменты, в основном относящиеся к системе поиска.
    2) Философия движка (и в особенности поискового механизма).

    Fruit действительно может быть очень полезен в свете вышеозначенных категорий. Фабьен - очень хороший разработчик, он написал очень простую и чёткую концепцию поискового механизма.
    Как бы то ни было, я могу предположить, что Рыбка была бы на 20 пунктов ЭЛО слабее, если б не появился Fruit.

    22. Frank Quisinsky:

    Утром Вы проверяете свою почту и находите:
    Hiarcs 10 CD, приглашение на серьёзный шахматный турнир, конверт от Василия Иванчука с новыми интересными тестовыми позициями и приглашение на премьеру нового фильма Брэда Питта: "The Fall of Achilles". Допустим, Ваша невеста поехала на уик-энд и Вы дома сами. Что вы сделаете?

    1) Проведёте матч между движками Hiarcs 10 против Рыбки ...за чашечкой кофе...
    2) Поедете на турнир
    3) Рассмотрите тестовые позиции от В. Иванчука
    4) Повстречаетесь с Б. Питтом в Голливуде
    5) Поедете к невесте, чтобы убедиться, всё ли там в порядке

    Vasik Rajlich:

    А Redskins в этот день не играют? :-)
    А если серьёзно, я люблю заниматься спортом, а также смотреть спортивные передачи или фильмы
    Однако, уже прошло много времени с тех пор, как я проводил уик-энды вдали от Рыбки, так что практически мой ответ будет №3 или, может быть, №1 :-)

    23. Frank Quisinsky:

    У Вас чешское имя. Я забыл сказать, что в Голливуде Вы бы встретились с Вероникой Варековой (совсем забыл об этом сказать, извините).
    Кстати, кто Вы по национальности? Вы играли за США, у Вас чешское имя, много турниров Вы провели под флагом Венгрии, а также играли за немецкую команду. Мне нужно выбрать флаг для оболочки Арена, когда Рыбка будет играть с другими движками!



    Вероника Варекова

    Vasik Rajlich:

    Ну, это уже лучше. Я не знаю, зачем мне встречаться с Брэдом Питтом :-)
    А что до моих корней, так это долгая история... :-) Я вырос в Праге, но много лет провёл в США, там учился и работал, у меня есть американский паспорт. я также жил в Венгрии (дважды, в т.ч. и сейчас), в Германии и, даже, 6 месяцев в Ливии. Я думаю в Арене флаг должен быть чешским, у американцев и так достаточно движков :-)

    Перевод: immortal223
    21.12.2005


    Шахматы учат быть обьективным.(А.Алехин)
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2024