alekhin | Date: Суббота, 14.02.2009, 06:03:21 | Message # 1 |
Авторитет
Группа: Чемпион месяца
Сообщения: 1118
Признак жизни: Offline
| "...Шахматы являются весьма сложной переборной задачей большой размерности...""...В чем суть проблемы? В позиционном понимании. Именно этот фактор отличает игру мастера от игры действующих шахматных программ..." М.М. Ботвинник "Аналитические и критические работы" 1957-1970 Закат или новые горизонты? Много времени прошло с начала создания первых шахматных программ, когда работу по моделирования мышления шахматного мастера вел патриарх советской шахматной школы М.М. Ботвинник. С тех пор изменилось многое: несравненно увеличились мощности вычислительных машин, непрерывно совершенствуются математические алгоритмы - базис современных шахматных программ, сгенерированны таблицы пятифигурных окончаний, компьютерной программой Deep Blue побежден чемпион мира. Все эти успехи компьютерных шахмат в конечном итоге привели к единственно возможному ре-зультату - шахматы перестали быть прерогативой человека и, увы, человек уже играет в шахматы слабей компьютера. Гроссмейстер Виктор Корчной уже давно с грустью заме-чал: "...Человеческий мозг взял на себя задачу себя же принизить...", (64 3-4/94). Однако, все это не может снизить интерес общества к шахматам и открывает ряд замечательных возможностей любителям шахмат. Это шахматные игровые программы, базы данных, системы обучения шахматам, игровые шахматные серверы и т.п. Для обычного любителя шахмат наступило время, когда в его распоряжении за сравнительно небольшую сумму оказывается замечательный интерфейс от Chess Base. Сегодня это знаменитая на весь мир компания, которая разработала ряд шахматных программных продуктов, ставших стандартом дефакто для профессионалов и открывающие для обычных любителей двери в мир профессиональных шахмат. Прошло то время, когда каждый из разработчиков предлагал свой интерфейс, сейчас большинство ведущих шахматных программ поддерживают интерфейс Chess Base, который признан наиболее удобным и содержательным из всех представленных. Различие шахматной силы между сильнейшими шахматными программами в настоящее время не существенно и наиболее важно для выбора того или иного электронного шахматного помощника - его соответствие собственному стилю. Проблема позиционного понимания шахмат оставалась и остается ключевой не только для шахматистов, но и шахматных программ, т.к. перебрать и оценить все возможные позиции в шахматах не возможно ни сейчас и, скорей всего, этого не будет в ближайшем будущем. Поэтому подход позиционного понимания шахмат остается ключевым. Движки (engine), если читатель позволит этот жаргон, бывают разные. Fritz - непревзойденный тактик, имеющий в своем арсенале надежную позиционную основу, многие и называют это стилем Fritz. Tigers - это два полярных движка, если Chess Tiger накапливает мельчайшие позиционные достижения и неизбежно преобразует их в позиционный или материальный перевес, то Gambit Tiger при надежной позиционной основе отличный тактик и атакующий короля. Junior - замечательный движок, обладающий поистине человеческим стилем игры, единственная программа, которая может жертвовать материал за позиционные преимущества, последовательно и долговременно ведет атаки ко-роля. HIARCS - прочнейшая позиционная основа и сочетание в себе огромных шахмат-ных знаний сделали этот движок одним из сильнейших в мире. Shredder - одинаково си-лен во всех стадиях игры, хорошо сочетает тактические и стратегические мотивы ведения игры. За шахматистом стоит не простая задача выбрать себе подходящий engine. Представление двигателей Безусловно, сегодня ни кто не будет спорить, что шахматные программы перечис-ленные в названии статьи доминируют над всеми остальными. Каждая из программ имеет богатую предысторию до момента поддержки интерфейса Chess Base. Звездочки в скобках это моя экспертная оценка шахматной силы данных движков, основанная на собственном опыте их использования. Fritz (*****) История этого двигателя действительно звездный путь на небосводе шахматных программ. Это разработка Франса Морха (Голландия) и Матиаса Фиеста (Германия). Благодаря специальной технике поиска хода, называемой null-move (нулевой ход) тактическая сила программы действительно уникальна. Нулевое перемещение используется как часть алгоритмов поиска и означает, что Fritz позволяет одной стороне сделать ход дважды (другая сторона делает нулевой ход). Это позволяет программе обнаруживать слабые ходы, прежде чем глубина поиска не достигнет предельной. Генераторы ходов, функции оценки и структуры данных были разработаны так, чтобы максимизировать эффективность поиска нулевого хода. Так же в этом алгоритме предусмотрена возможность игно-рировать ходы которые ни чему не угрожают. Перечислять звания Fritz бессмысленно, т.к. он является обладателем очень многих из всех возможных. Tiger (*****) Chess Tiger Кристофа Террона - метеор среди шахматных двигателей. В последние несколько лет Chess Tiger показал ряд замечательных результатов: Открытый Чемпионат Испании 1998 и Открытый Чемпионат Франции 1999 и 2000. Осенью 1999 Chess Tiger по-пал в список сильнейших шахматных программ (SSDF) и с тех пор неизменно стоял в числе первых в списке. Существует специальная агрессивная версия Chess Tiger - Gambit Tiger, который использует дополнительные шахматные знания, чтобы нападать на короля. Вот почему Gambit Tiger часто выбирает ходы, которые другая программа никогда бы не играла. Все же успех этого нетрадиционного способа игры говорит за себя. Осенью 2000 Gambit Tiger уверенно победил в Открытом Первенстве Голландии. Недавно Gambit Tiger показал когти в Linares шахматных программ и пришел вторым после Deep Fritz. В отли-чии от предшественников Chess Tiger 14 и Gambit Tiger 2 также пользуются преимущест-вом Table Base endgame и имеют много разновидностей шахматного режима. Junior (***) Junior, написанный Амиром Бэном и Шенном Бусшинским из Израиля, является правящим Компьютерным Шахматным Всемирным Чемпионом последних двух лет. Он доминировал на первенствах 2001 и 2002 перед всеми другими шахматными программа включая Fritz и Shredder. Уникальный стиль Junior очень подобен человеческому в пред-почтении позиционных преимуществ перед материалом. Первый дебют Junior в мире компьютерных шахмат был в 1995 на Всемирном Первенстве, где всем на удивление по-делил 1-3 место вместе с Frenchchess и DeepBlue. Двумя годами позже, Junior выиграл Всемирный Микро Компьютерный Чемпионат, прошедший в Париже, ноябрь 1997. В ав-густе 2000 Junior принял участие на super-GM турнире в Дортмунде и набрал 50 процентов с эффективностью 2703 ELO, обыграв среди прочих первоклассного гроссмейстера Питера Леко из Венгрии. Это было самое большое достижение компьютерной программы в официальной шахматной хронологии турнира. Среди известных турнирных побед - Cadaques 2000 и Межсетевое Компьютерное Шахматное Первенство 2002. Эксперты во всем мире поражены безжалостным стилем нападения Junior. IM Ханни Вагнер написал: "Последняя версия Junior определенно сделала огромный прогресс в тактике и особенно в выполнении блестящих нападений на королевском фланге". Гарри Каспаров часто рекомендовал Junior как ценный инструмент для анализа и выбрал, чтобы использовать его в течение своего известного матча против всего мира. Hiarcs (****) Программа HIARCS, написанная Марком Униаком из Англии, с 1993, когда стала чемпионом мира среди микрокомпьтеров, находится в числе сильнейших программ. HIARCS означает "Higher Intelligence Auto Response Chess System", т.е. "Высоко Интел-лектуальная Автоматическая Отвечающая Шахматная Система". И действительно, ни один из авторов других программ не использует такого большого объема шахматных зна-ний для усиления игры. Новая версия HIARCS 8 была улучшена во множестве областей, особенно в алгоритмах поиска хода и пополнения эвристического шахматного знания. Де-рево поиска было оптимизировано и в результате глубина поиска увеличена на три полухода в середине игры. Максимальная глубина поиска составляет теперь 62 полухода. Это ведет к увеличению тактической мощи, и в то же время программа поддерживает активный позиционный стиль. Эвристические шахматные знания всегда были главной силой программы. Улучшение алгоритма поиска сделали возможным осуществить более про-двинутые позиционные функции, особенно в области "типовой пешечной структуры" и "оценки динамического центра". HIARCS 8 оценивает важные позиционные факторы игры, подобно слабым полям, безопасность короля, инициатива и атака короля намного бо-лее достоверней чем предыдущая версия. Shredder (***) Shredder шахматная программа, разработанная английским программистом Стефа-ном Мейером-Кахленом, имеет историю впечатляющих результатов в компьютерных шахматных турнирах. Эта программа - пятикратный чемпион на официальных международных компьютерных турнирах. Shredder состоит из двух отдельных интерфейсов: первый - это полный Fritz 7 интерфейс, включающий игровой шахматный сервер, который позволяет играть с людьми по всему миру. Существует и интерфейс пользователя, разра-ботанный Стефаном Мейером-Кахленом. Shredder может работать на однопроцессорных и многопроцессорных платформах (поддерживает до восьми процессоров). Shredder к тому же обладает уникальной функцией "тройной мозг", которая позволяет запускать два движка параллельно, в то время как третий модуль решает, какой вид анализа лучше для данной ситуации (к сожалению пока только для WinBoard и UCI-). Более подробно эта великолепная функция будет описана в другой статье. Описание параметров движков и их особенностей Каждый из движков позволяет конфигурировать свои шахматные настройки и име-ет индивидуальные интерфейсы доступа к ним. Понятие hash таблиц Hash таблицы - области памяти ОЗУ, в которых программа может сохранять пози-ции и оценки, в то время как вычисляются последующие ходы в игре. Если программа сталкивается с той же самой позицией снова, оценка берется просто из hash таблиц это быстрей чем анализ позиции с начала. Hash таблицы значительно увеличивают игровую силу программы. Это особенно заметно у тактически сильных двигателей подобно Shredder, Junior или Nimzo. Некоторые программы обладают особенно быстрым алгоритмом перебора и на втором перемещении заполняют hash таблицы особенно быстро, после чего поиск значительно замедляется. Позиционно ориентируемые программы, обрабатывающие меньшее количество позиций на втором перемещении и требуют значительно больше времени, чтобы заполнить hash таб-лицы. Для медленных контролей времени и глубокого анализа позиции двигатели нуждаются в больших hash таблицах. Некоторые двигатели работают лучше всего с размерами hash таблиц, которые являются степеням двух. Это означает, что 64 МБ hash таблица намного более лучше чем 63 МБ. Размер hash таблицы надо устанавливать очень взвешенно, т.к. в случае превышения предела свободной памяти ОЗУ операционная система (Windows) начинает использовать виртуальную память (кэширует жесткий диск), что мно-гократно замедляет поиск. Интерфейс вызова движков В этом диалоговом окне можно загружать различные машинные параметры. Clear hash tables: Удаляет всю информацию из hash таблицы Engine parameters: Позволяет устанавливать параметры движковH ash table size: Размер hash таблицыPermanent brain: Функция "независимый мозг" по-зволяет производить генерацию предполагаемого хода во время хода соперника Tablebases: Специальная база данных эндшпилей, которая позволяет программе обращаться к уже сгенерированным пятифигурным окончаниям (даже находя их в поиске). Для того, чтобы использовать Tablebase необходимо скопировать ее на диск, на-пример в каталог С:\TBS (для увеличения скорости обращения) и в файле ..\windows\ChssBase.ini прописать [Tablebase]Path=С:\TBSCacheSizeKB=1024 Размер CacheSizeKB лучше отвести как 1/2 от размера hash (разумеется в случае когда анализируешь эндшпиль) Итак, когда все уже давно перестали ждать продолжения статьи о шахматных движках - "Королевская рать", я наконец-то решил написать вторую часть, посвященную диалогам вызова движков и некоторым деталям их настроек. Так что же такое шахматный двигатель? Если ответить просто, то это некоторый алгоритм оценки позиции и построения дерева вариантов. Алгоритм для рассматриваемых нами двигателей является ноу-хау разработчика и определяет позиционную и тактическую силу движка. Более подробную информацию по программированию шахмат можно найти на этом сайте. Физически шахматные двигатели находятся в каталоге C:Program FilesChessBaseEngines и представляют собой одни или два файла с расширением *.eng (для движков ChessBase используется только файл с расширением *.eng) и *.dll (два файла необходимы для движков от других разработчиков). Иногда движок создает еще одни файл *.lrn (или подобный), в этом файле находится обучающая информация, которая подстраивает движок в процессе игры. Например, движки Hiarcs и Nimzo создают такой файл на диске, в то время как другие хранят нужную для обучения информацию в hash таблице (или же они не обучаемые), которая меняется с каждым ходом. Как пронаблюдать процесс обучения? В позиции где много ходов с приблизительно одинаковой оценкой нужно перейти в режим Infiniti Analysis (Alt+F2) и сделать один из предложенных ходов (добавить или удалить ходы можно клавишами +/- соответственно). Если мы уже заговорили об оценке позиции (варианта), то здесь все считается в пешках (с этим можно конечно поспорить). Материальное и позиционное преимущество, активность фигур, возможность нападения и невозможность защиты, положение короля и др. является составляющими конечной оценки позиции. Надо отметить, что движок производит не оценку данной позиции, а оценку возможных вариантов продолжения игры в этой позиции. Численно это выглядит как дробное число: текущая оценка в целом числе, например 5 отнесенное ко 100. В разных движках за 100 часто принимается материальная оценка пешки, т.е. получается 5/100 = 0,05 или -3/100 = - 0.03, где "-" означает, что в пользу черных. Операция оценки производится в основном при помощи операций суммирования, т.е. если оценка +25, а черных - 20, то получается +5 или 0.05. Это и определяет направленность в выборе процессора для шахматной программы. Как известно процессоры AMD показывают наибольшую производительность в целочисленных вычислениях, а процессоры Intel в вычисления с плавающей запятой, то же относится и к памяти - лучше выбирать чипы от тех производителей, которые показывают хорошие тесты на целочисленных вычислениях. Другой важной составляющей силы игры является глубина счета вариантов и количество точек в дереве вариантов. Как правило, сильные тактические движки затрачивают на оценку позиций меньше времени и имеют глубокое дерево перебора, в то время как позиционно сильные движки не глубокие деревья, но оценка позиции ведется по более сложному алгоритму. В интерфейсе глубина определяется как depth, число может быть целым или дробным в зависимости от движка. Числитель показывает текущую глубину расчета варианта в полуходах, знаменатель показывает глубину форсированного варианта, который встретился. Количество узлов в дереве вариантов показывается в тысячах (можно также установить и кол-во точек (nodes) в секунду), по этому значению можно судить о размере дерева. В предыдущей части статьи мы кратко затронули Tablebase или базу данных пятифигурных окончаний. В комплекте дистрибутива Fritz 6,7,8 есть генератор Налимов, который позволяет получить пятифигурные окончания, полностью просчитанные до конца, т.е. до мата, пата или теоретической ничьей. Размер этой базы данных относительно велик, в сжатом виде составляет приблизительно 8 Гбайт, в несжатом около 20 Гбайт. Моя попытка сгенерировать полную базу данных пятифигурных окончилась неудачно, компьютер (PII-530-256) работал несколько дней и я не дождался результата (~10%). Как же вызвать диалог настройки движка? Для этого на поле вывода вариантов щелкнуть правой клавишей мыши и выбрать пункт Properties. Как произвести выбор нужного двигателя? Просто щелкнуть по зеленому прямоугольнику, где написано имя двигателя. Общие замечания для всех интерфейсов вызова, кнопка Save означает запомнить выставленные настройки, кнопка Load позволяет загрузить ранее сохраненные настройки, кнопка Default позволяет привести движок к "заводским" настройкам. Итак, перейдем к интерфейсу настройки движка, рассмотрим для начала движок Fritz 8. Contempt value: Данный параметр меняется от +100 до -100 и измеряется в процентах от стоимости пешки, т.е. одна пешка принимается за 100 единиц. Параметр может позволить изменять порог ничейной оценки позиции, если параметр положителен, то программа будет стараться избежать ничей, если отрицателен, то сама будет искать ничью. Selectivity: Очень важный пункт. Движок использует данный параметр, чтобы сузить размер дерева поиска. Параметр изменяется от 0 до 6, чем выше значение параметра, тем глубже будет глубина поиска. Параметр сильно влияет на тактическую силу движка, при большом значении необычные продолжения (жертва, тонкий ход) могут пропускаться. Установка на ноль может помочь в исследовании позиций цугцванга. Tablebase depth: Параметр определяет порог обращения к базе данных эндшпилей, чем выше параметр тем более часто (и более рано) программа будет обращаться к базе данных. Параметр меняется от 0 до 20, не рекомендуется устанавливать большое значение без необходимости, т.к. это существенно замедляет поиск. Futility pruning: Новый параметр, которого не было в предыдущих версиях движка. Предназначен для более агрессивного усиления глубины поиска, так же как и Selectivity влияет на нахождение тонких ходов. Scale evaluations: Параметр определяет, сколько веса программа даст материалу в противоположность позиционным преимуществам. Ценность дается в проценте, положительное число увеличивает вес позиционных критериев, отрицательное - ценность материала. Open files: Параметр изменяется от -10 до +10 и определяет предпочтительность оценки открытых линий. Pawn levels: Параметр изменяется от -10 до +10 и определяет предпочтительность оценки правильности пешечной структуры. King safety: Параметр изменяется от -10 до +10 и определяет предпочтительность оценки защищенности короля. Другие параметры позволяют изменять оценку той или иной фигуры компьютера и оппонента. Отличие мультипроцессорной версии Fritz 8, т.е. Deep Fritz 8 заключается в возможности указать кол-во процессоров и отсутствие полей Open files, Pawn levels, King safety, Scale evaluations. Скорей всего, разработчики посчитали оптимальным исключить эти опции. Рассмотрим интерфейс настройки движка Hiarcs 9. В Hiarcs 9 некоторые пункты отличаются от Fritz 8, например параметр Selectivity изменяется от 0 до 7 и определяет ширину дерева поиска, а не глубину поиска, т.е. как на рисунке выше наибольшее значение означает наименьшую глубину поиска. Пункт Playing style позволяет определить стиль игры, есть возможность выбора трех стилей: нормальный, агрессивный, защитный. Пункт Position learning позволяет двигателю создать файл с расширением *.lrn, где он будет хранить коррекцию своего игрового опыта в процессе игры или анализа (на панели двигателя, где отображаются варианты есть индикатор, который меняет свой цвет черный, серый, желтый, зеленый и красный, при изменении цвет Hiarcs пишет коррекцию своего игрового стиля в файл). Другие пункты Retain hashtable и Smart search влияют на опции хэша и функции поиска, подробности мне установить не удалось. Я не буду рассматривать интерфейсы вызова таких известных движков как Shredder 8, Chess Tiger 15, Junior 8 и Deep Junior 8 по причине аналогичности. В следующей статье я напишу о диалогах глубокого позиционного анализа (Deep Position Analisys) и раскрою сокращенную методику анализа, которая позволит добиваться результатов и начать правильно использовать шахматные программы. Глубокий анализ шахматных позиций требует массу времени. В этой статье я постараюсь описать, как можно эффективно использовать игровой интерфейс ChessBase, чтобы сэкономить свои силы и время, а главное добиться определенных результатов и научится правильно использовать игровые шахматные программы. Играя по переписке, телефону и общаясь со своими знакомыми шахматистами, я много раз сталкивался с тем, что многие слабо представляют, как можно анализировать позиции при помощи компьютера. Обычно дело сводится к Бесконечному анализу (Alt+F2) и ручному перемещению фигур по доске. Данный способ, безусловно, самый лучший (т.к. избирателен), но требует безвылазного сидения у компьютера в течение нескольких часов. Как следствие такого сидения за компьютером, неизбежно падает собственная шахматная сила и меняется собственный стиль игры. Нас, конечно же, это не устраивает – гораздо приятней прогуливаться по парку с карманными шахматами и генерировать идеи, считая небольшие варианты, оставляя детальную и скрупулезную проверку своих идей (а может быть и заблуждений) шахматной программе. Сделать это совсем не сложно. Для того чтобы приятней было работать с интерфейсом, рекомендую установить русифицированные меню (именно так я и сделал), ссылку вы можете найти на этом сайте. Интерес представляет пункт меню Глубокий анализ позиции (Shift+Ctrl+T). Прежде чем запускать данный тип анализа необходимо установить на доске позицию, которую вы собираетесь проанализировать. Выбираем этот пункт меню, далее нам предложат определить структуру анализа. Разумеется, я считаю, что вы читали мои предыдущие статьи (или знали это и без меня) и сумели правильно установить размер hash-таблицы, разобрались, как подключать базу шахматных окончаний и умеете создавать и сохранять свои партии и анализы. В окне Глубокий анализ позиции сначала требуется определить временные параметры анализа. Если, уходя утром на работу, вы хотите вечером получить готовый анализ, то используете пункт Общее время. Программа будет использовать специальный алгоритм подсчета времени (не обязательно при этом распределяя равномерно на каждый ход). Если интересует больше ровность анализа, то используйте пункт Глубина. Здесь требуется учитывать тип шахматного движка, например для Hiarcs лучше указать меньшие глубины, чем Junior или Fritz, конкретные рекомендации зависят от мощности вашего компьютера. В поле Добавить вы можете указать, сколько полуходов в анализе нужно прибавить при выборе ходов кандидатов из начальной позиции. При выборе пункта Время, программа по специальному алгоритму усреднит время на каждый ход в соответствие с заданным значением, здесь тоже можно добавить время на выбор ходов кандидатов. По моему опыту наиболее удобное это работа с пунктом Глубина, например можно запустить анализ и включить просмотр DVD-фильма, качество анализа при этом не измениться (хотя анализироваться он может дольше). Дальше нужно определить, сколько вариантов (Разветвление на 1-ом ходу и т.д.) будет просматриваться движком на каждом полуходе, здесь все зависит от позиции, сложные и приблизительно равные позиции лучше рассматривать по схеме, которая построит большое дерево вариантов. Анализ будет длиться долго, если вы будете использовать пункт Глубина с большими значениями, поэтому здесь нужно подходить взвешено. Поле Разветвление позволяет определить на чьих ходах нужно ветвить дерево вариантов. Обычно здесь устанавливают Оба. Однако, иногда в зависимости от позиции имеет смысл рассматривать возражения на какую-то линию только одной из сторон. Далее, определяем параметр Длина варианта в полуходах. Лучше всего не рассматривать длинные варианты в сложных позициях, а отложить анализ ключевых ветвей на более поздние этапы. В сохраненном текущем анализе (Ctrl+S или Ctrl+R) с ключевой позиции определить новую точку Глубокого анализа позиции и определить новое дерево анализа. Это конечно более хлопотно, но, как правило, дает лучшие результаты и позволяет лучше понять позицию. Еще очень важный параметр Окно оценки он определяет, сколько разветвлений вне зависимости от сформированной структуры дерева попадут в конечные варианты. Например, мы определили возможное дерево вариантов следующим образом Глубина12+4; Разветвление на ходах 7-7-5-3; Разветвление Оба; Длина вариантов 10; и Окно оценки 64. После начала анализа вдруг выяснилось, что первый из семи ходов имеет оценку 0.02, второй – 0.05, третий – 0.12, 0.17, 0.5, 0.6 и седьмой – 0.67, так вот именно седьмой ход не попадет в дерево и не будет анализироваться. То же относится к любому ветвлению. Интересен еще один пункт Составные движки, но у меня он почему-то не прижился. В этом окне можно выбрать несколько движков и дать анализировать главную линию первому двигателю, а все второстепенные остальным по очереди. Из анализа получается в итоге белиберда и я не рекомендую использовать этот пункт, разве только ради эксперимента, если кто-нибудь сможет разобраться, как получать эффект в анализе от использования нескольких движков, то чиркните мне. Итак, мы запустили анализ и через восемь часов получили некоторые результаты. В конце каждого варианта будет выдана оценка в пешках и символически, а также произведена минимаксная процедура, что наиболее сильный вариант за обе стороны окажется главным. Теперь для получения наглядности результатов рекомендую сохранить анализ, использовать ChessBase 8, посмотреть ссылку http://www.chessbase.com/newsdetail.asp?newsid=1700 , распечатать результаты и идти показывать их друзьям или тренеру. После возвращения наверняка позиция и варианты, которые вы записали, для вас стали более ясны. Введите их в сохраненную позицию, сформируйте новую точку анализа и запустите анализ, например, на ночь (точку анализа стоит формировать до начала предложенного вам друзьями варианта). Уверен, с утра позиция еще более проясниться и вы уже сможете ее точно оценить. Небольшие хитрости, которые можно использовать. В случае если вам не нравится ходы предлагаемые движком. Поставьте Бесконечный анализ, добавьте или исключите нужное количество вариантов, нажмите Ctrl+Alt+L (при этом можно делать ходы на доске, а движок будет анализировать). После, например, 14 полуходов глубины сделайте первые ходы предложенных линий на доске и закомментируйте не нравящиеся вам ходы знаком ? или ??, сформируйте точку анализа и запустите – движок проигнорирует закомментированные вами ходы в своем анализе. Например, вы хотите проанализировать варианты из шахматной монографии (я так делаю когда ищу новинки), наберите варианты, которые вы хотите проанализировать, сформируйте точку анализа и запустите анализ, движок проанализирует все ваши ходы, оценит их и предложит свои. Еще один совет, не загромождайте свой анализ, т.е. лучше разбивать анализ на части, сохранять его в базе и давать такие названия, что бы сразу стало ясно, что вы анализировали. Источник: Часть 1 Часть 2 Часть 3
Шахматы учат быть обьективным.(А.Алехин)
|
|
| |