Ф О Р У М
29.12.2024
 
Приветствую Вас Гость | RSS Сделать стартовой | Добавить в избранное
Главная страница | Регистрация | Вход
Главная Результаты Шахматы-Блиц Снукер PRO Годовой тур Снукер - 2013 RUSSIAN OPEN 2013 Рождественский кубок 2013 Пул-8 Пул-8 Летний кубок
Форум Регламент Архив Шахматная литература Фотогалерея Разное КВИЗ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Статья. Восстание машин
alekhinDate: Суббота, 14.02.2009, 03:57:44 | Message # 1
Авторитет
Группа: Чемпион месяца
Сообщения: 1118
Признак жизни: Offline
Пора перестать воспринимать поражения человека от компьютера как вселенскую катастрофу. Надо относиться к подобным поединкам как к любопытному научному эксперименту

На прошлой неделе в немецком Бонне Человек проиграл Машине. Действующий чемпион мира Владимир Крамник уступил в матче с программой Deep Fritz (версия 10) со счетом 2:4. После этого в шахматном сообществе зазвучали призывы вообще отказаться от дальнейшего соперничества с компьютером - ведь шансов выиграть все меньше.

Противостояние

Увы, надо признать, что поражение человека в матче против компьютера было ожидаемым событием. К этому все шло. Первый тревожный для людей звоночек прозвенел десять лет назад. В 1996 году специально сконструированный программистами IBM суперкомпьютер Deep Blue выиграл первую партию матча у чемпиона мира среди "белковых существ" Гарри Каспарова. Впрочем, Каспарову удалось тогда переломить ход встречи: в следующих пяти партиях "железяка" смогла вырвать лишь две ничьих. Человек трижды переиграл мультипроцессорного соперника и завершил матч со счетом 4:2 в свою пользу.

Спустя всего год компания IBM усовершенствовала свое изделие, и второй поединок между этими же соперниками завершился уже со счетом 3,5:2,5 в пользу Deep Blue. Однако шахматисты вовсе не спешили признавать превосходство компьютерного гроссмейстера. Причин тому несколько. Матч получился несколько странным: завеса тайны, которой IBM окутала свое "темно-синее чудовище", многим показалась подозрительной. Каспаров напрямую обвинил корпорацию в мошенничестве. Он утверждал, что по ходу партии вместо машины в игру периодически вступали ее помощники-люди. А превосходство дуэта человек + компьютер над выступающими в индивидуальном зачете шахматистами на тот момент было уже очевидно. Примечательно и то, что Deep Blue, являвшийся специфическим аппаратно-программным комплексом, вскоре после матча был разобран на запчасти и больше не сыграл в шахматы ни одной партии.

Между тем стандартные компьютерные программы, например Fritz, к тому времени уже вовсю использовались ведущими гроссмейстерами для подготовки, хотя серьезной угрозы для человека еще не представляли. Их удавалось обыгрывать даже в блиц (короткие партии, где на обдумывание ходов дается всего 5 минут), а уж в серьезных шахматах компьютеры и вовсе выглядели беспомощно.

Но развитие технологий не стояло на месте. В последующие годы программы постоянно совершенствовались. Стали регулярно проводиться компьютерные чемпионаты, которые не только выявляли сильнейшие программы, но и давали возможность программистам обмениваться опытом. Кроме того, росло быстродействие компьютеров, что позволяло машине усиливать свою игру за счет увеличения числа перебираемых за секунду вариантов.

Чтобы набраться опыта борьбы с людьми, хозяева сильнейших программ стали договариваться с организаторами крупных турниров о включении их "питомцев" в человеческие турниры. Запомнилось, например, участие Fritz в официальном чемпионате Голландии среди мужчин в 2000 году - двое участников даже демонстративно отказались играть с набором микросхем, претендовавшим на титул чемпиона страны. Действительно, как можно включать машину в официальный чемпионат?! Однако на тот момент с монстром еще можно было бороться - даже несмотря на фору в два очка, компьютер занял только 4-е место.

Конкуренту Fritz, израильской разработке Junior, удалось в том же 2000 году даже добиться включения в состав супертурнира в Дортмунде - тут уже никто от игры не отказывался, и компьютер вновь показал свою уязвимость, заняв место в середине таблицы.

Прошло еще два года, и программисты дозрели до нового противоборства с сильнейшими шахматистами в формате "один на один". Fritz выиграл "претендентский матч" у Junior и добился права на поединок с новым чемпионом мира Владимиром Крамником. Матч из восьми партий игрался в далеком Бахрейне и поначалу выглядел для человека легкой прогулкой. Стиль Крамника позволял идеально использовать слабости железного врага, и Владимир практически сразу повел с разницей в два очка. Однако ничто человеческое оказалось ему не чуждо - он проиграл одну партию, польстился на необычайно красивую, но некорректную комбинацию в другой. Вот уж чего компьютер никогда бы не сделал... В итоге счет сравнялся, и матч завершился вничью.

Главные человеко-компьютерные конкуренты "бахрейнцев" - Каспаров и Junior ответили своим матчем, который состоялся в Нью-Йорке. Тот же сценарий: разгром компьютера в первой партии, грубая ошибка человека в третьей, и итоговая ничья 3:3. В том же 2003 году Каспаров сыграл еще один матч, теперь уже с Fritz. Правда, Гарри Кимович зачем-то согласился играть в дурацких очках на виртуальной трехмерной доске, что, мягко говоря, не способствовало концентрации. Каспаров вновь проиграл одну из партий грубым зевком, однако сумел взять реванш и свести матч к ничьей.

Равновесие во всех этих матчах позволило злопыхателям утверждать, что это были чистой воды показательные выступления с предрешенным итогом и коммерческими задачами, а спортивной составляющей в них не было и вовсе. Подобные измышления едва ли имеют основания - просто на тот момент в противостоянии "человек против компьютера" наступил период хрупкого равновесия.

В последующие несколько лет значимых поединков между людьми и компьютерами не было. Однако знатоки понимали - угроза нарастает, и следующий матч может оказаться для человека провальным. В отличие от простых любителей просвещенный шахматный мир не упустил из виду поединок между одним из сильнейших гроссмейстеров мира Майклом Адамсом и жуткой "Гидрой" (эта программа разрабатывалась на деньги арабских шейхов). Дело было даже не в том, что Адамс проиграл, и не в том, что он был жестоко разгромлен - одна ничья и пять (!) поражений... От самого характера борьбы веяло абсолютной безысходностью - у англичанина просто не было шансов. А ведь кроме "Гидры" и старых знакомых Fritz и Junior, появилась еще и Rybka (милое для русского уха название).

А шансы есть?

Хотя, по некоторым данным, Rybka превосходит своих конкурентов, спонсоры выделили деньги именно на матч Крамника с Fritz - старая компьютерная гвардия пока не собирается сдавать позиции под напором амбициозных новичков. Справедливости ради отметим, что компьютер изначально считался фаворитом этого поединка - нельзя было сбрасывать со счетов тот факт, что Крамник не так давно закончил тяжелейший как в шахматном, так и в психологическом отношении матч за мировую шахматную корону против Веселина Топалова.

Однако начало матча Крамника с компьютером сложилось вполне благоприятно для чемпиона-человека. Он сделал ничью с позиции силы белыми в первой партии, а во второй и вовсе тонкой игрой, на нюансах, сначала добился значительного перевеса. Но тут произошла катастрофа - Крамник сначала упустил преимущество, а потом впервые в своей карьере зевнул... мат в один ход. Чтобы было понятно, представьте себе футболиста, который с линии ворот противника посылает мяч не в сетку, а на трибуны. Представили? Так вот, ошибка Крамника в сто раз удивительнее.

В поисках объяснения этого феноменального затмения большинство специалистов были вынуждены перейти от шахмат к психологии. Видимо, даже для знаменитого своей стойкостью и невозмутимостью Крамника борьба против беспощадного оппонента, который никогда всерьез не ошибается, зато жестоко наказывает за любую оплошность, стала тяжелым испытанием. И его просто на секунду заклинило...

Надо отдать Владимиру должное - он не рассыпался после такой неудачи, устоял в трех следующих партиях, хотя шансов взять реванш железный соперник ему практически не дал. В заключительной, шестой партии Крамник пошел на большую борьбу, избрав черными самое обоюдоострое начало - сицилианскую защиту. Увы, возникшая после дебюта нестандартная позиция была выгоднее машине, чем человеку, и, несмотря на отчаянное сопротивление, Крамник был вынужден признать свое поражение в партии и в матче.

Что же дальше? Символично, что в тот же день, когда закончился поединок Крамника - 5 декабря, ушел из жизни патриарх советских шахмат, один из величайших гроссмейстеров мира Давид Ионович Бронштейн. Бронштейн, помимо всего прочего, внес большой вклад в развитие компьютерных шахмат. На этапе их становления он неоднократно принимал участие в матчах против машин, постоянно их обыгрывал и тем самым помогал разработчикам исправлять типовые ошибки "бездушных шахматистов". И вот теперь, когда у электронных гроссмейстеров совсем не осталось слабых мест, многие предлагают вообще отказаться от противоборства с ними. Известный шахматный комментатор, международный гроссмейстер Сергей Шипов рекомендует: "Играйте с людьми! А компьютеры пусть останутся полезными инструментами для работы. Как подъемный кран и автомобиль, с которыми тяжелоатлеты и бегуны уже давно не соревнуются..." Сам поверженный Крамник далеко не так категоричен. Он готов к новому противостоянию с компьютером, поскольку уверен, что, будь у него достаточно времени для отдыха и подготовки, он смог бы выступить успешнее. "Матч был примерно равным, и бороться с компьютером можно", - уверен чемпион мира.

Все громче звучат голоса тех, кто предлагает внести те или иные изменения в правила подобных поединков. Стоит заметить, что такие изменения вносятся постоянно. Сейчас людям уже не приходится иметь дело с черным ящиком, как когда-то Каспарову, - программистам строго-настрого запрещено вносить изменения в программу по ходу матча. У Крамника в последнем матче было еще одно преимущество - он мог пользоваться компьютерной дебютной базой. Это также нивелировало преимущество компьютера, который начальные ходы всегда делает автоматически, тогда как человеку раньше приходилось напрягать память. Теперь президент ФИДЕ предлагает другую реформу. "Надо, например, давать игроку больше времени на размышление", - считает Кирсан Илюмжинов. А главный тренер сборной России по шахматам гроссмейстер Сергей Долматов раскритиковал игру компьютера в последнем матче и в присущей ему манере сделал парадоксальное предположение: "Вполне возможно, что машина уже дошла до такой стадии, что усиление процессора может на самом деле привести к ослаблению ее игры. Потому что она начинает видеть какие-то супервозможности за человека и потому отказывается от перспективного продолжения".

Пожалуй, рассчитывать на то, что с течением времени машина станет играть хуже, все же не стоит. С другой стороны, просить у "фрицев", "гидр" и "рыбок" фору тоже как-то унизительно. Пора просто перестать давать таким матчам громкие названия и воспринимать поражения от компьютера как катастрофу, надо относиться к подобным поединкам как к любопытному научному эксперименту. Дело за малым - убедить в правильности подобного подхода всех. Начать придется с себя.

Илья Городецкий, журнал "Итоги", №50, 2006 г.


Шахматы учат быть обьективным.(А.Алехин)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024