Наша
кнопка:

другие баннеры


Счетчики:

Русские шашки

1. Описание и правила игры.
2. Ограничения.
3.Цель игры.
4. Нотация и условные обозначения.



1. Описание и правила игры.


В игре участвуют 2 игрока, каждый из них в начале игры имеет по 12 шашек (у каждого игрока комплект шашек своего цвета стандартно белые и черные). Игра ведется на стандартной шахматной доске (8x8) повернутой так, что бы перед игроком играющим белыми в левом нижнем углу клетка (поле) была черного цвета. В процессе игры используются только 32 поля (черного цвета). В начальной позиции шашки занимают по 3 горизонтали с каждой стороны (см. диаграмма 1). Играющий белыми ходит первый, далее поочередно по одному ходу за раз.

Шашки бывают двух типов: простые и дамки. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.

Диаграмма 1


 

Диаграмма 2

На диаграмме 2 изображены различие обозначений простых и дамок, на полях a1, e3 расположены белые простые, на полях h8, g7 белые дамки, на полях a5, h4 черные простые, на полях b8 и h2 черные дамки (см. нотацию). Простая (в начальной позиции все шашки являются простыми) становится дамкой в случае достижения в процессе игры последней, относительно игрока ее "владельца", диагонали. на диаграмме 3 белая простая g7 следующим ходом может стать дамкой, пойдя либо на поле h8 либо на поле f6.

Диаграмма 3


 

Диаграмма 4

Простая может ходить двумя способами:

а) тихий ход - передвижение простой вперед по диагонали на любое свободное соседнее поле (назад тихий ход не осуществляется), например: в начальной позиции (см. диаграмма 1) белая простая e3 может пойти на f4 или на d4, в то время как простая a3 имеет только один вариант на b4;

б) бой - при котором простая может перепрыгнуть (ударить, съесть) через простую или дамку соперника, находящуюся на соседнем поле по диагонали, при условии что следующее по той же диагонали поле свободно (на диаграмме 4 белая простая может побить в четырех направлениях на с1, g1, c5, g5), в случае если после боя бьющая шашка имеет возможность побить еще, то бой следует продолжать (бой может осуществляться в любых направлениях с учетом ограничений описанных в пункте 2) (на диаграмме 5 белая простая может побить в двух направлениях либо e3:c5:e7, либо e3:g5). После боя "битые" шашки соперника снимаются с доски. Простая в процессе боя достигнувшая последней диагонали становится дамкой и при возможности продолжает бой как дамка, по правилам боя для дамок (на диаграмме 6 белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле f6 либо g5 либо h4 при этом превратившись в дамку, на диаграмме 7 белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле g5 либо h4 при этом тоже превратившись в дамку,)

Диаграмма 5


 

Диаграмма 6

Ход дамкой также может быть двух типов:

а) тихий ход - двигаться в любом направлении по диагонали, на любое количество полей (только в одну сторону за раз) (на диаграмме 8 белая дамка может ходить в четырех направлениях на любое из полей d1, c1, d4, c5, b6, f2, g1, f4, g5, h6);

Диаграмма 7


 

Диаграмма 8

б) бой - при котором дамка, может перепрыгивать через любую простую или дамку соперника находящуюся в любом направлении от бьющей дамки по диагонали, если за ней (простой или дамкой соперника) по диагонали есть свободное поле. Если за бьющейся шашкой в направлении боя есть несколько свободных полей подряд, то бьющая дамка может занять любое из них. Если с одного или нескольких этих полей можно продолжить бой, либо в том же направлении либо перпендикулярно ему то необходимо это сделать по одному из направлений (на выбор) и так далее (на диаграмме 9 у белой дамки есть выбор из трех вариантов боев g1:e3:c1, g1:d4:g7, g1:d4:h8). После боя дамкой "сбитые" шашки соперника также снимаются с доски.

Диаграмма 9


 

Диаграмма 10

Если при ходе одного из игроков есть возможность совершить несколько различных тихих ходов и ни одного боя, то игрок может выбрать любой из вариантов (В начальной позиции на диаграмме 1 у белых есть 7 вариантов тихих ходов, и они могут выбрать любой). В случае если при ходе одного из игроков есть возможность совершить бой и еще несколько тихих ходов, то необходимо бить (сделаем пару ходов из начальной позиции 1.с3 - d4 b6 - c5 см. диаграмме 10 теперь белым обязательно необходимо бить 2. d4 : b6). Если есть несколько различных боев и несколько тихих ходов, то нужно выбрать любой из боев (см. диаграмму 11 ход черных и им необходимо выбирать из двух боев 2…. a7 : c5 или 2…. c7 : a5).

Диаграмма 11

Если ход был сделан не по правилам, то необходимо сделать ход заново по возможности той же шашкой.


2. Ограничения.

В процесс боя шашки снимаются после окончания хода (турецкий удар) (На диаграмме 12 у белых есть замечательная возможность выиграть 1.b2-c3 черные должны бить 1… a5:e1:g3:e5 и все шашку d4 бить нельзя, после чего белые бьют 2. d4:f6:d8:a5 с выигрышем). Шашку нельзя бить больше чем один раз (На диаграмме 13 изображена позиция, в которой у белых есть несколько вариантов боя: e1:c3:a5; e1:c3:e5:g3:e1; e1:g3:e5:c3:e1; e1:g3:e5:c3:b4, однако все шашки соперника за один раз e1:c3:e5:g3:e1:a5 белые побить не могут, поскольку в этом варианте шашка d2 бьется дважды, а это запрещено).

Диаграмма 12


 

Диаграмма 13


3. Цель игры.

Побить или запереть (при ходе соперника у него есть шашки, но они не могут совершить ни одного хода) все шашки соперника. Если этого не удается достичь ни одному из соперников, то присуждается ничья.


4. Нотация и условные обозначения.

Каждое поле на шашечной доске имеет свое обозначение. Для этого горизонтальные ряды получают номера от 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h. Поле, находящееся на пересечении вертикали d и горизонтали 4 обозначается как d4. По аналогичной схеме даются обозначения всем полям на доске (см. диаграмму 13). Тихий ход шашкой с поля c3 на поле d4 будет записан как с3-d4 или cd4 (сокращенная запись), бой же обозначается так e3:c5:e7 или e3:e7 или e:e7 (см. диаграмму 5). Запись 11.a3-b4 d6-e5 означает, что на 11-м ходу белые пошли a3-b4, а черные ответили d6-e5.

При разборе позиции или анализе партии могут встретиться следующие обозначения.

a) ! - сильный ход;

b) !! - очень сильный ход;

c) ? - слабый ход;

d) ?? - грубый промах;

e) ?! - плохой ход, но в конкретном случае сыграл положительную роль;

f) !? -- острый, рискованный ход;

g) + - с преимуществом (обычно той стороны, чей ход записан последним);

h) ++ - с большим преимуществом;

i) = - ничья или равная игра;

j) x - с выигрышем.

k) ~ - любой ход (например: 11.c3-d4 ~ 12.d4-c5x это означает что при любом ответе на 11.c3-d4 белые походят 12.d4-c5 с выигрышем).



-- Другие виды шашек --